Мой блог носит подназвание – блог работающей мамы. Ею являюсь я, а также десятки тысяч других женщин, стремящихся совместить роль матери и жены с профессиональной самореализацией. Всех нас время от времени посещает чувство вины, все мы ищем баланс между различными составляющими нашей жизни.
Именно поэтому я пригласила к разговору на эти волнующие темы свою подругу - коуча, эксперта в области правильной организации времени и пространства, маму двоих мальчишек Инну Щёголеву.
Инна, как часто к тебе за профессиональной помощью обращаются женщины, которые хотят органично совместить две (а то и три) роли: успешной "карьеристки", заботливой мамы и любящей жены?
Мои клиенты - это в основном женщины. И как раз самая распространенная проблема - это то, что они чувствуют себя участницами бесконечной гонки, в которой надо успеть все. Работа, карьера, самореализация занимают в жизни современной женщины огромное место. Но заботу о доме и семье при этом никто не отменял. Именно те женщины, которым важно преуспеть во всех сферах своей жизни, и обращаются ко мне за профессиональной помощью.
Сразу спрошу - на твой взгляд, подобное совмещение возможно? Совсем недавно один авторитетный психолог убеждал меня в том, что нет.
Мне очень не хочется спорить с авторитетными психологами, но согласиться с ними я всё же не могу. Я считаю, что это возможно. Трудно, но возможно. Нужны четкие определения того, что мы называем карьерой, а что - заботой о семье, а также очень грамотная и продуманная организация времени и предметной среды. А еще много сил - душевных и физических.
Значит, такое совмещение-таки энергозатратно?
Очень! Но это ведь и не должно никого удивлять, верно? Вообще быть мамой очень энергозатратно. А чем больше у мамы дел, тем больше требуется сил и энергии. И очень важно понимать, что тебе посильно, а что - уже перебор.
Скажи, пожалуйста, есть ли некие универсальные советы, которые может применять любая работающая мама? В своё время ты писала о "волшебных 15-минутках", которые рекомендуешь применять. Есть ли ещё нечто подобное?
Универсальным советом для любой работающей мамы я бы назвала использование принципа зонирования в своей жизни. Я имею в виду то, что у каждой составляющей жизни должна быть своя зона, свое время. Есть такие работы, которые требуют от мам практически постоянную вовлеченность, но и в таких случаях, если правильно организовать свое время, можно добиться того, чтобы дом и семья оставались неприкосновенной зоной.
Я глубоко убеждена, что самое главное - это качество времени, которое мы проводим с детьми, а не его количество.
Излишнее проникновение рабочих интересов в зону семьи снижает это качество до минимума. Одна моя клиентка обратилась ко мне после того, как ее пятилетняя дочь, сообщив, что будет играть в мамину работу, открыла игрушечный ноутбук, взяла в руки игрушечный телефон, очень строго сказала: "Не трогай меня, я работаю" и захлопнула дверь в свою комнату. Принцип зонирования нужен для того, чтобы мамина работа не выглядела так в глазах ребенка.
Не так давно у себя в ЖЖ я делала опрос относительно того, какие проблемы больше всего волнуют работающих мам. На первом месте - чувство вины. Разумеется, не перед начальством, а перед семьёй, ребёнком. Можешь ли ты, будучи ещё и психологом, сказать пару слов о том, что лежит в основе это чувства? Почему оно так часто возникает? Связано ли с перфекционизмом и с желанием быть "хорошей мамой"?
Почему же не перед начальством? И перед ним тоже. Если на работе аврал, а ты уходишь, потому что надо забрать ребенка из садика. Или вообще не приходишь, потому что ребенок заболел...
А потом, да - испытываешь чувство вины перед ребенком, потому что в садик все-таки опоздала или вынуждена хоть как-то работать из дома и не можешь ему, больному, уделить все свое внимание. Чувство вины преследует работающую маму повсюду, поскольку она играет несколько социальных ролей: работник, мама, жена, дочь.
Да, еще работающая мама в этой кутерьме забывает позвонить родителям, а те обижаются, и она вновь чувствует себя виноватой еще и перед ними. Все потому, что чувство вины является социально сформированным и обусловленным оценкой наших действий окружающими.
Наверняка,перфекционизм способствует большему чувству вины, потому как разные роли, пересекаясь и противоборствуя, не позволяют везде преуспеть в одинаково высокой степени. И чем больше таких ролей, тем это противоборство сильнее.
И что- никак его не избежать, этого чувства?
Знаешь, я вообще считаю, что идея избежать каких-либо чувств утопична по своей природе. Но чувству вины можно противопоставить чувство собственной правоты. В том случае, если работающая мама осознает, что то, чем она занята вне дома
а.очень важно для нее самой,
б.приносит пользу людям,
в. увеличивает доход семьи.
В конце концов, если путь, который она выбрала, одобряется ее близкими, то чувство вины перед семьей не будет таким мучительным.
Опять же, возвращаясь к своей профессиональной деятельности, а именно к организации времени и пространства, могу сказать, что грамотно организованные время и предметная среда помогают справляться с нагрузкой, вызванной наличием нескольких социальных ролей. Соответственно появляется возможность не ругать себя за то, что ты плохая мама или незаботливая жена.
Инна, ты сама являешься мамой, строящей свой бизнес, воспитывающей двоих прекрасных мальчишек- школьников. Ты - замечательная жена, это я знаю точно. Есть ли у тебя собственные секреты успевания и преуспевания?
Наташа, спасибо за столь лестные эпитеты! Знаешь, я всегда считала себя очень организованным человеком и только тогда, когда начала изучать тайм менеджмент, поняла, что это совсем не так!
Оказалось, что вся моя организованность - это только хорошая память и любовь к порядку. Что само по себе, конечно же, неплохо, и помогало достойно справляться с теми задачами, которые ставила передо мной жизнь. Но с появлением семьи и детей нагрузка возросла в несколько раз, и я поняла, что без вдумчивого подхода к организации времени и пространства, только на хорошей памяти далеко не уедешь, а любовь к порядку заберет все силы.
Систему управления временем надо строить индивидуально, но несколько основных моментов могут быть полезны любой работающей маме. Обязательно нужно все записывать и не полагаться на свою память. Я часто слышу: "Как ты все помнишь?" А я даже не пытаюсь все помнить. Просто в моем ежедневнике записано все - и рабочие встречи, и дни рождения детей подруг.
К новому дню нужно готовиться с вечера. Завтраки детям в школу, одежда на завтра, все это я готовлю накануне. Цель - максимально разгрузить утро и начать новый день без лишней нервотрепки и спешки. Любое дело я стараюсь оптимизировать.
Вот очень много говорят и пишут о важности списков, но ведь и их можно составлять по-разному. Например, список покупок я всегда составляю, учитывая то, как я передвигаюсь от входа в магазин и до кассы: сначала молочные продукты, потом хлебный отдел, потом фрукты и т.д. Вроде бы мелочь, но это позволяет составить список, ничего не забыв, и покупать по такому списку удобнее и быстрее. Таких мелочей очень много, и все они помогают мне справиться с большой нагрузкой работающей мамы.
Если область тайм-менеджмента мне понятна и близка, то об организации предметной среды я имею лишь смутное представление. Иными словами, что это, я могу себе представить, но как правильно её организовать... Не могла бы ты в двух словах затронуть эту тему?
Я считаю, что любой процесс самоорганизации стоит начинать с того, что устроить свое жизненное пространство так, чтобы оно помогало нам достигать намеченных целей и успевать все, что мы считаем нужным успеть.
Безусловно, это очень актуально для работающих мам. Ведь правильно организованная предметная среда не только доставляет эстетическое удовольствие, но и экономит наше время, силы и нервы.
Что же такое предметная среда? Все то, что нас окружает: вещи, котрыми мы пользуемся, наше рабочее место, наш дом, игрушки наших детей и так далее. Любая работающая мама мечтает оптимизировать процесс поддержания порядка в доме. Но это трудно сделать, если системы хранения вещей неудобны, располагаются в неподходящем месте или недостаточны по своему объему.
Частой проблемой в семьях является, к примеру, место хранения игрушек. Мы требуем от наших детей поддержания порядка, но если система хранения игрушек неудобна и неинтересна для ребенка, задача эта становится практически невыполнима.
Очень многие мамы, работающие из дома, жалуются на то, что не могут организовать свое рабочее место. А ведь это так важно! Организация рабочего места дома возможна всегда, даже если женщина работает с ноутбуком за обеденным столом. Можно освободить один из кухонных шкафов, где будут храниться все рабочие материалы, и куда можно аккуратно сложить все, закончив работу.
Можно приобрести столик на колесиках, на котором все, необходимое для работы, будет приезжать на кухню и уезжать из нее, когда семья садится ужинать.
Отдельного внимания заслуживают женские сумочки. Обычно у женщины их несколько. Но есть определенный набор вещей, который кочует из одной сумки в другую. Во-первых, это постоянное перекладывание занимает время. Во-вторых, что-то очень важное часто оказывается не в той сумочке, с которой женщина вышла сегодня из дома.
Подобную проблему поможет решить специальный вкладыш-органайзер для сумок, легко перекладываемый из сумки в сумку, в котором и хранится основной набор вещей. Таких сейчас есть множество, да к тому же, такой чудо-органайзер с успехом может заменить подходящая по размеру косметичка или папка.
Кажется, что все это мелочи, но ведь именно из них и состоит наша жизнь. И еще я бы хотела сказать, что поддержание любой системы самоорганизации невозможно без уважения. В первую очередь, к себе, к своим родным и близким людям. Только в том случае, если мы уважительно и внимательно относимся к своим и их особенностям, привычкам и потребностям, мы можем выработать ту систему поддержания порядка в наших вещах и в нашем расписании, которое действительно будет работать.
Послесловие
Наташа, давай рассмотрим проблему работающей мамы глазами ребенка, причем ребенка уже выросшего.
Сегодня мы часто можем увидеть и услышать успешных, состоявшихся людей, которые благодарят своих родителей. Ты никогда не обращала внимание на то, ЧТО они говорят?
От одних можно услышать примерно следующее: своим успехом я обязан маме, которая всю свою жизнь посвятила мне, отказавшись от собственной карьеры. Занималась моим развитием, водила меня и в дождь, и в снег на тот или иной кружок или в ту или иную секцию, всегда была рядом в трудные минуты. И вот теперь я здесь, во многом благодаря ей.
Другие с неменьшей благодарностью говорят прямо противоположное: именно моя мама всегда была для меня примером стремления к цели, добросовестного труда и служения людям. Всю свою жизнь она посвятила своему предприятию - медицине, науке и так далее. И вот теперь я здесь, во многом благодаря ей.
Парадокс? Нет. Дело совсем в другом. Успешных и уверенных в себе людей растят не карьеристки и не домохозяйки. Их растят женщины, уверенные в правильности своего выбора. И по большому счету, неважно каков он, этот выбор.
Почему мы так уверены, что дети страдают от того, что мы работаем? Почему мы не думаем, что они нами гордятся? Почему не задумываемся над тем, что наш труд достоин уважения в глазах наших детей?
Мне кажется, любой работающей маме стоит рассмотреть роль ее работы в жизни детей и с этой точки зрения.
Инна, огромное тебе спасибо за это интервью и это послесловие. Меня лично оно очень взволновало. Есть, над чем задуматься. Есть, что ценить. Спасибо!
Именно поэтому я пригласила к разговору на эти волнующие темы свою подругу - коуча, эксперта в области правильной организации времени и пространства, маму двоих мальчишек Инну Щёголеву.
Инна, как часто к тебе за профессиональной помощью обращаются женщины, которые хотят органично совместить две (а то и три) роли: успешной "карьеристки", заботливой мамы и любящей жены?
Мои клиенты - это в основном женщины. И как раз самая распространенная проблема - это то, что они чувствуют себя участницами бесконечной гонки, в которой надо успеть все. Работа, карьера, самореализация занимают в жизни современной женщины огромное место. Но заботу о доме и семье при этом никто не отменял. Именно те женщины, которым важно преуспеть во всех сферах своей жизни, и обращаются ко мне за профессиональной помощью.
Сразу спрошу - на твой взгляд, подобное совмещение возможно? Совсем недавно один авторитетный психолог убеждал меня в том, что нет.
Мне очень не хочется спорить с авторитетными психологами, но согласиться с ними я всё же не могу. Я считаю, что это возможно. Трудно, но возможно. Нужны четкие определения того, что мы называем карьерой, а что - заботой о семье, а также очень грамотная и продуманная организация времени и предметной среды. А еще много сил - душевных и физических.
Значит, такое совмещение-таки энергозатратно?
Очень! Но это ведь и не должно никого удивлять, верно? Вообще быть мамой очень энергозатратно. А чем больше у мамы дел, тем больше требуется сил и энергии. И очень важно понимать, что тебе посильно, а что - уже перебор.
Скажи, пожалуйста, есть ли некие универсальные советы, которые может применять любая работающая мама? В своё время ты писала о "волшебных 15-минутках", которые рекомендуешь применять. Есть ли ещё нечто подобное?
Универсальным советом для любой работающей мамы я бы назвала использование принципа зонирования в своей жизни. Я имею в виду то, что у каждой составляющей жизни должна быть своя зона, свое время. Есть такие работы, которые требуют от мам практически постоянную вовлеченность, но и в таких случаях, если правильно организовать свое время, можно добиться того, чтобы дом и семья оставались неприкосновенной зоной.
Я глубоко убеждена, что самое главное - это качество времени, которое мы проводим с детьми, а не его количество.
Излишнее проникновение рабочих интересов в зону семьи снижает это качество до минимума. Одна моя клиентка обратилась ко мне после того, как ее пятилетняя дочь, сообщив, что будет играть в мамину работу, открыла игрушечный ноутбук, взяла в руки игрушечный телефон, очень строго сказала: "Не трогай меня, я работаю" и захлопнула дверь в свою комнату. Принцип зонирования нужен для того, чтобы мамина работа не выглядела так в глазах ребенка.
Не так давно у себя в ЖЖ я делала опрос относительно того, какие проблемы больше всего волнуют работающих мам. На первом месте - чувство вины. Разумеется, не перед начальством, а перед семьёй, ребёнком. Можешь ли ты, будучи ещё и психологом, сказать пару слов о том, что лежит в основе это чувства? Почему оно так часто возникает? Связано ли с перфекционизмом и с желанием быть "хорошей мамой"?
Почему же не перед начальством? И перед ним тоже. Если на работе аврал, а ты уходишь, потому что надо забрать ребенка из садика. Или вообще не приходишь, потому что ребенок заболел...
А потом, да - испытываешь чувство вины перед ребенком, потому что в садик все-таки опоздала или вынуждена хоть как-то работать из дома и не можешь ему, больному, уделить все свое внимание. Чувство вины преследует работающую маму повсюду, поскольку она играет несколько социальных ролей: работник, мама, жена, дочь.
Да, еще работающая мама в этой кутерьме забывает позвонить родителям, а те обижаются, и она вновь чувствует себя виноватой еще и перед ними. Все потому, что чувство вины является социально сформированным и обусловленным оценкой наших действий окружающими.
Наверняка,перфекционизм способствует большему чувству вины, потому как разные роли, пересекаясь и противоборствуя, не позволяют везде преуспеть в одинаково высокой степени. И чем больше таких ролей, тем это противоборство сильнее.
И что- никак его не избежать, этого чувства?
Знаешь, я вообще считаю, что идея избежать каких-либо чувств утопична по своей природе. Но чувству вины можно противопоставить чувство собственной правоты. В том случае, если работающая мама осознает, что то, чем она занята вне дома
а.очень важно для нее самой,
б.приносит пользу людям,
в. увеличивает доход семьи.
В конце концов, если путь, который она выбрала, одобряется ее близкими, то чувство вины перед семьей не будет таким мучительным.
Опять же, возвращаясь к своей профессиональной деятельности, а именно к организации времени и пространства, могу сказать, что грамотно организованные время и предметная среда помогают справляться с нагрузкой, вызванной наличием нескольких социальных ролей. Соответственно появляется возможность не ругать себя за то, что ты плохая мама или незаботливая жена.
Инна, ты сама являешься мамой, строящей свой бизнес, воспитывающей двоих прекрасных мальчишек- школьников. Ты - замечательная жена, это я знаю точно. Есть ли у тебя собственные секреты успевания и преуспевания?
Наташа, спасибо за столь лестные эпитеты! Знаешь, я всегда считала себя очень организованным человеком и только тогда, когда начала изучать тайм менеджмент, поняла, что это совсем не так!
Оказалось, что вся моя организованность - это только хорошая память и любовь к порядку. Что само по себе, конечно же, неплохо, и помогало достойно справляться с теми задачами, которые ставила передо мной жизнь. Но с появлением семьи и детей нагрузка возросла в несколько раз, и я поняла, что без вдумчивого подхода к организации времени и пространства, только на хорошей памяти далеко не уедешь, а любовь к порядку заберет все силы.
Систему управления временем надо строить индивидуально, но несколько основных моментов могут быть полезны любой работающей маме. Обязательно нужно все записывать и не полагаться на свою память. Я часто слышу: "Как ты все помнишь?" А я даже не пытаюсь все помнить. Просто в моем ежедневнике записано все - и рабочие встречи, и дни рождения детей подруг.
К новому дню нужно готовиться с вечера. Завтраки детям в школу, одежда на завтра, все это я готовлю накануне. Цель - максимально разгрузить утро и начать новый день без лишней нервотрепки и спешки. Любое дело я стараюсь оптимизировать.
Вот очень много говорят и пишут о важности списков, но ведь и их можно составлять по-разному. Например, список покупок я всегда составляю, учитывая то, как я передвигаюсь от входа в магазин и до кассы: сначала молочные продукты, потом хлебный отдел, потом фрукты и т.д. Вроде бы мелочь, но это позволяет составить список, ничего не забыв, и покупать по такому списку удобнее и быстрее. Таких мелочей очень много, и все они помогают мне справиться с большой нагрузкой работающей мамы.
Если область тайм-менеджмента мне понятна и близка, то об организации предметной среды я имею лишь смутное представление. Иными словами, что это, я могу себе представить, но как правильно её организовать... Не могла бы ты в двух словах затронуть эту тему?
Я считаю, что любой процесс самоорганизации стоит начинать с того, что устроить свое жизненное пространство так, чтобы оно помогало нам достигать намеченных целей и успевать все, что мы считаем нужным успеть.
Безусловно, это очень актуально для работающих мам. Ведь правильно организованная предметная среда не только доставляет эстетическое удовольствие, но и экономит наше время, силы и нервы.
Что же такое предметная среда? Все то, что нас окружает: вещи, котрыми мы пользуемся, наше рабочее место, наш дом, игрушки наших детей и так далее. Любая работающая мама мечтает оптимизировать процесс поддержания порядка в доме. Но это трудно сделать, если системы хранения вещей неудобны, располагаются в неподходящем месте или недостаточны по своему объему.
Частой проблемой в семьях является, к примеру, место хранения игрушек. Мы требуем от наших детей поддержания порядка, но если система хранения игрушек неудобна и неинтересна для ребенка, задача эта становится практически невыполнима.
Очень многие мамы, работающие из дома, жалуются на то, что не могут организовать свое рабочее место. А ведь это так важно! Организация рабочего места дома возможна всегда, даже если женщина работает с ноутбуком за обеденным столом. Можно освободить один из кухонных шкафов, где будут храниться все рабочие материалы, и куда можно аккуратно сложить все, закончив работу.
Можно приобрести столик на колесиках, на котором все, необходимое для работы, будет приезжать на кухню и уезжать из нее, когда семья садится ужинать.
Отдельного внимания заслуживают женские сумочки. Обычно у женщины их несколько. Но есть определенный набор вещей, который кочует из одной сумки в другую. Во-первых, это постоянное перекладывание занимает время. Во-вторых, что-то очень важное часто оказывается не в той сумочке, с которой женщина вышла сегодня из дома.
Подобную проблему поможет решить специальный вкладыш-органайзер для сумок, легко перекладываемый из сумки в сумку, в котором и хранится основной набор вещей. Таких сейчас есть множество, да к тому же, такой чудо-органайзер с успехом может заменить подходящая по размеру косметичка или папка.
Кажется, что все это мелочи, но ведь именно из них и состоит наша жизнь. И еще я бы хотела сказать, что поддержание любой системы самоорганизации невозможно без уважения. В первую очередь, к себе, к своим родным и близким людям. Только в том случае, если мы уважительно и внимательно относимся к своим и их особенностям, привычкам и потребностям, мы можем выработать ту систему поддержания порядка в наших вещах и в нашем расписании, которое действительно будет работать.
Послесловие
Наташа, давай рассмотрим проблему работающей мамы глазами ребенка, причем ребенка уже выросшего.
Сегодня мы часто можем увидеть и услышать успешных, состоявшихся людей, которые благодарят своих родителей. Ты никогда не обращала внимание на то, ЧТО они говорят?
От одних можно услышать примерно следующее: своим успехом я обязан маме, которая всю свою жизнь посвятила мне, отказавшись от собственной карьеры. Занималась моим развитием, водила меня и в дождь, и в снег на тот или иной кружок или в ту или иную секцию, всегда была рядом в трудные минуты. И вот теперь я здесь, во многом благодаря ей.
Другие с неменьшей благодарностью говорят прямо противоположное: именно моя мама всегда была для меня примером стремления к цели, добросовестного труда и служения людям. Всю свою жизнь она посвятила своему предприятию - медицине, науке и так далее. И вот теперь я здесь, во многом благодаря ей.
Парадокс? Нет. Дело совсем в другом. Успешных и уверенных в себе людей растят не карьеристки и не домохозяйки. Их растят женщины, уверенные в правильности своего выбора. И по большому счету, неважно каков он, этот выбор.
Почему мы так уверены, что дети страдают от того, что мы работаем? Почему мы не думаем, что они нами гордятся? Почему не задумываемся над тем, что наш труд достоин уважения в глазах наших детей?
Мне кажется, любой работающей маме стоит рассмотреть роль ее работы в жизни детей и с этой точки зрения.
Инна, огромное тебе спасибо за это интервью и это послесловие. Меня лично оно очень взволновало. Есть, над чем задуматься. Есть, что ценить. Спасибо!
Заинтересовало очень это интервью - сразу его открыла, как только увидела анонс. Тема самая животрепещущая. Но самым главным бриллиантом всей беседы стало послесловие. Я об этом смутно догадывалась, но ни разу еще не встречала, чтобы этот было сказано так прямо.
ОтветитьУдалитьОля, послесловие пронзило моё сердце. Оно стало ответом на все мои внутренние метания и сомнения.
УдалитьОля, я рада, что вы нашли это интервью интересным. А по поводу послесловия - очень часто, если гложет какая-то проблема, имеет смысл попытаться посмотреть на нее и со стороны, и в некоторой перспективе. Абстрагировавшись от сиюминутных переживаний гораздо легче находить ответы на самые сложные вопросы...
УдалитьИнтересная статья и много полезных советов. Но, к сожалению, создается впечатление, что в жизни работающей мамы нет работающего папы. Не папы, который все время на работе и для которого мама стремится быть хорошей женой, а друга и партнера, который принимает равное участие в воспитании детей, заботах о доме и других хлопотах. А фраза "Их (детей) растят женщины, уверенные в правильности своего выбора" только усилила ощущение, что статья - о матерях одиночках.
ОтветитьУдалитьВажно научить женщину быть уверенной в себе, успешной и уметь правильно распоряжаться своим временем. Но пока она не поймет, что рядом с ней есть (или должен быть) равный и полноценный партнер - никакие списки и органайзеры для сумок не помогут привести ее жизнь в порядок.
Позволю себе не согласиться с вами. Мы с Наташей говорили о чувствах, которые испытывают женщины, поэтому я и апеллировала к ним. А среди работающих мам есть не так уж и мало матерей-одиночек, к сожалению... Муж, в свою очередь, безусловно является (или должен являться) партнером и участником воспитания детей, организации быта, вообще жизни. Кстати, я уже затрагивала эту тему в своей статье в Наташином блоге: http://lifepremudrosti.blogspot.co.il/2013/06/blog-post.html#comment-form
УдалитьЯ лишь пыталась сказать, что если женщины немного "ослабят хватку" и осознают, что все дела не только на их плечах, то гонка станет хоть немного легче, и чувство вины будет посещать гораздо реже.
УдалитьЭто правда! Все дела на одних плечах - это трудно. В семье нужно делить и ответственность, и нагрузку. Поддержка и участие мужа как раз и есть то, что помогает чувствовать себя правой, а не виноватой.
УдалитьОчень интересная тема для меня, всегда с интересом читаю практические советы по организации своего времени. Спасибо вам за те самые "мелочи", по список покупок, например.
ОтветитьУдалитьЕлена, мне очень приятно, что вы почерпнули что-то полезное для себя!
УдалитьОчень полезная статья для меня, чувство вины порой просто зашкаливает. И советы по тайм менеджменту весьма актуальны
ОтветитьУдалитьЯ рада, что мои советы оказались не бнсполезными для Вас. С удовольствием отвечу на конкретные вопросы, касающиеся организации времени и пространства.
Удалить