понедельник, 1 октября 2012 г.

Бедный, бедный человек!


Начну с цитаты из "Письма Отцу" Франца Кафки :
«Жадность один из вернейших признаков того, что человек глубоко несчастен; я настолько был не уверен во всех окружавших меня предметах, что в действительности владел только тем, что держал в руках или во рту или что собирался отправить туда».

В самом деле, человека, привязанного к предметам, окружающим его, определяющего себя через то, чем он обладает, а не чем является, трудно назвать счастливым.
Мысль о том, что настоящее счастье человеку приносят не материальные блага, а сама жизнь, проживаемая плодотворно, реализация своего внутреннего потенциала, нередко посещает меня. Этой теме посвящена статья «Процесс», написанная мною после прочтения одноименного романа Франца Кафки.

Сегодня  я вновь задумалась над тем, какова основная цель моей жизни. Главной жизненной задачей определяю следующее: дать жизнь самой себе, стать тем, чем потенциально являюсь.Самый важный плод усилий – собственная личность.
В контексте обсуждаемой темы вспомнилась фраза из книги Эриха Фромма «Иметь или быть» (которую рекомендую прочесть каждому!): «Если я — то, что я имею, и если то, что я имею, потеряно — кто же тогда я?» По-моему, эта фраза очень остро поднимает вопрос об истинных ценностях   в нашем обществе и необходимости их переосмысления.

Однако подлинный смысл жизни – не единственное, что затронуло меня в  приведённом отрывке из Письма. Меня очень зацепило словосочетание «глубоко несчастен». Неожиданно для самой себя я прониклась большим сочувствием к людям, которых, в силу наличия тех или иным пороков, считала ущербными. Меня вдруг накрыло волной человеколюбия и принятия в человеке его изъянов. Поскольку каждый изъян объясним и причина его отнюдь не в избытке радостных моментов в жизни.
Захотелось воскликнуть: «Бедный, бедный человек! Он неповинен в своих недостатках. Если бы история его жизни была иной, то, вполне возможно, он был бы иным.» Как жаль, что эту  теорию нельзя проверить на практике! Быть может, из великих диктаторов получились бы великие просветители, из мизантропов – человеколюбы, из «маленьких людей»  - яркие личности.  Кто знает, в какой мере наше бытие определяет наше сознание...

Очевидно одно –  нам не помешает быть более терпимыми к проявлениям человеческой слабости. Я вовсе не призываю закрывать на них глаза: на то мы и разумные существа, чтобы недостатки наши опознавать и осознавать. Но всё же хочется, чтобы мы были более великодушны. Очень хочется!

Комментариев нет:

Отправить комментарий